[identity profile] jenya444.livejournal.com posting in [community profile] classic_art_ru

Сохранилась замечательная фотография Паскина за работой. Ему позирует меценат и владелец галереи Альфред Флехтгейм.

А вот и получившаяся картина: Alfred Flechtheim Dresses as a Toreador, 1927  




 Из воспоминаний Эренбурга
:

С Паскиным меня познакомил Мак-Орлан; было это, кажется, в 1928 году. Мы обедали в маленьком ресторане на Монмартре. 

Я знал и любил рисунки Паскина и разглядывал его с откровенным любопытством. У него было лицо южанина, может быть итальянца; был он одет чересчур корректно для художника: темно-синий костюм, черные лакированные ботинки; хотя к тому времени котелки почти исчезли, Паскин часто ходил в старомодном котелке. За обедом он молчал. Говорил Мак-Орлан, говорил о минувшей войне, о гигантском росте городов, о том, как светится ночью площадь Пигаль, как бродят тени под черными мостами, и называл всё это "новой романтикой". Паскин сначала слушал, потом начал рисовать на меню Мак-Орлана, меня, голых женщин.
 
Подали кофе, коньяк; он выпил стаканчик, как пьют у нас водку, залпом, и вдруг оживился: "Романтика? Вздор! Несчастье. Зачем строить из дерьма художественные школы? На площади Пигаль сто борделей. Точка. Под мостами спят обыкновенные люди; дай им кровати, они будут голосовать и ходить в воскресенье в церковь. Незачем одевать людей в костюмы, моды меняются. Лучше их раздеть. Голый пупок говорит мне больше, чем все платья. "Романтика"? А по-моему, попросту свинство..." Он выпил ещё стакан, и тогда я увидел другого Паскина, шумливого, беспокойного, который славился дебошами. Почему-то я вспомнил друга моей ранней молодости Модильяни.

Потом, встречаясь с Паскиным, иногда серьезным, печальным, даже робким, иногда буйным, я понял, что не ошибся при первой встрече: чем-то он напоминал Модильяни. Может быть, внезапным переходом от замкнутости, молчаливости, от сосредоточенной работы к разгулу? Может быть, страстью неизменно рисовать на клочках бумага?
 
Может быть, тем, что оба были всегда окружены людьми и оба узнали всю меру одиночества?

Паскин попал на Монпарнас, когда драма была доиграна. Далеко от "Ротонды" шли другие драмы. Он появился внезапно и слишком поздно, как заблудившаяся звезда. Ему бы сидеть с Моди, они друг друга поняли бы. А Паскин тогда был далеко — в Вене, в Мюнхене, в Нью-Йорке. Он прожил жизнь как бродяга. У него в Париже были различные знакомства; то он встречался с писателями, художниками, с Дереном, Вламником, с Сальмоном. Мак-Орланом, с сюрреалистами; то нырял в другой мир, пил с бродячими циркачами, с проститутками, с жуликами. Все знали, что он знаменитый художник, что его работы висят в музеях; а он рвал свои рисунки, рисовал и рвал; и мало кто знал, откуда он взялся, где провёл сорок лет своей жизни, есть ли у него родина, дом, семья.

Паскина звали Юлиус Пинкас, и родился он в Видине — это маленький болгарский городок на Дунае. Он был сыном торговца, еврея-сефарда (как Модильяни),— предки Паскина когда-то жили в Гранаде и были выселены Фердинандом католиком в 1492 году. Это, следовательно, очень давняя История. Но вот, когда в 1945 году я приехал в Софию и за ужином меня посадили рядом с бывшим партизаном, не знавшим русского языка, вдруг выяснилось, что мы можем объясниться по-испански: партизан был сефардом. В детстве Паскин дома говорил по-испански, а во дворе с ребятишками — по-болгарски. Недавно я получил из Болгарии письмо от школьного товарища Паскина, он мне прислал фотографию дома, где учился маленький Пинкас.

Паскин уехал в Вену учиться живописи; в Мюнхене рисовал для "Симнлициссимуса"; добрался до Америки, узнал нужду. Потом на него посыпались деньги; он их тратил мгновенно, раздавал случайным собутыльникам, устраивал нелепые кутежи, одаривал натурщиц. Он как бы не верил своей славе, не доверял и себе — часто сердито говорил о своих работах. Как-то он позвал меня: "Будут друзья..." ещё не дойдя до его дома, я услышал вырывавшийся сквозь окна рев. "Друзей" оказалось слишком много; даже на лестнице стояли люди со стаканами. Гости сидели или лежали на рисунках. Звенела румба: это был воистину бал на площади.

Помню ту же мастерскую на бульваре Клиши в обычный день; диваны и пуфы, пыльные, тусклые; на них Паскин сажал натурщиц; беспорядок, пустые бутылки, засохшие цветы, книги, дамские перчатки, засохшие палитры; а на мольберте начатый холст: две голые женщины. Краски у Паскина были всегда приглушенными; казалось, что недописанный холст уже пожух. На чем основывалось распространенное представление о чувственности, об эротике Паскина? Может быть, поражало, что он всегда рисует или пишет женское тело, может быть, сбивал с толку образ жизни Паскина — он неожиданно появлялся, окруженный дюжиной женщин. А был он романтиком, влюблялся по старинке, безоружный, беззащитный перед предметом любви; и если задуматься над его рисунками, они говорят не о сладострастии, а, скорее, об отчаянии; все эти коротконогие, пухлые девушки с обиженными глазами похожи на поломанные куклы, на странный кукольный госпиталь, который я видел в Неаполе.




 


 


 

 

 

 

Date: 2008-06-11 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] 1-9-6-3.livejournal.com
Спасибо! Фотография очень хороша.
Паскина вживую не видел, а репродукции пока не захватили. Бывает.

Date: 2015-09-04 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Меня как раз захватили, великолепная подборка.
Воспоминания Эренбурга очень искренние, без фальши и выпендрежа.

Date: 2008-06-11 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] buroba.livejournal.com
Шикарно! Хорош Паскин!

Date: 2008-06-11 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] pirrattka.livejournal.com
Вот здесь http://www.jew.spb.ru/ami/A299/A299-081.html пишут: "Он завещал... передать в Иерусалимский музей много картин". Несколько штук есть в Чикаго:http://www.artic.edu/aic/collections/search/citi/artist%3APascin. А вообще, вот здесь http://the-athenaeum.org/art/by_artist.php?id=383 должна быть информация о местонахождении.

Немного не в тему - наткнулась тут случайно на странички, которые Вам могут быть интересны (может, не встречали еще):
http://www.e-slovo.ru/196/10pol1.htm (о Модильяни)
http://www.gallart.ru/biblio/velikie/Modilayni.html (тот же текст, но с цветными иллюстрациями)
http://zhurnal.lib.ru/n/nejt_w_s/kikidoc.shtml (мемуары Кики)

Date: 2008-06-11 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] 1-9-6-3.livejournal.com
Спасибо за ссылки!

Date: 2008-06-11 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] osobennaia.livejournal.com
Огромное спасибо за ваш дневник! Мне, как искусствоведу, так приятно
у вас бывать
(deleted comment)

Date: 2008-06-11 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Первая мне очень нравится.
Любопытно, Юлиус Пинкас из болгарского городка... Не родственник ли ему израильский поэт Исраэль Пинкас (тоже из болгарских евреев). Жаль, не знала этого пару дней назад, могла бы спросить об этом у Исраэля.

Date: 2008-06-12 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Всё происходило как обычно, люди просто выходили и читали стихи:-)
Были, конечно, и ведущие.
Почему-то все мероприятия сдвинулись: всё начиналось в 10, а последние чтения были в 16:00. Кому это понадобилось, не могу понять.

Date: 2014-10-05 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dona-anna.livejournal.com
а где они находятся, эти картины?

Profile

classic_art_ru: (Default)
classic_art_ru

January 2026

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 01:12 am
Powered by Dreamwidth Studios